Разговор

Мир возможностей

Потенциал обычного человека
подобен неоткрытому океану, новому неисследованному континенту;
это мир возможностей, которые ждут, чтобы их освободили,
направили на великие дела.

Брайан Трейси

Ночная тишина, мерцает экран компьютера, на столе горячий чай. Мы – каждый по свою сторону экрана - вновь пытаемся расставить все по своим местам, уяснить себе сложности жизни. Полуночные разговоры в ICQ могут завести очень далеко, но неизменно почему-то вертятся вокруг клубных проблем…

- Проблема в том, что мы - коллектив. Делаем общее дело. Это ведь значит, что мы должны слушать друг друга. А некоторые почему-то выскакивают, берут и навязывают всем свое руководство.
- Ну, так давайте возразим.
- Да мы сами не можем договориться никак.
- А как же мы тогда собираемся делать общее дело?..

С древних времен повелось, что «главный» не просто почивает на лаврах. Он обязан обеспечивать «своим людям» защиту и пропитание. Во избежание междоусобиц он должен улаживать споры и распределять ресурсы. Его основной целью всегда было, прежде всего, не личное благо, а сохранение и развитие сообщества – в этом смысле он самый несвободный человек в коллективе.
Сообществу же очень выгодно иметь хорошего руководящего, который оптимально решит многие вопросы и возьмет на себя ответственность.
Но только тогда, когда этот руководитель будет эффективным.

- А если я считаю, что тот, кто сейчас руководит, не эффективен?
- Можно пойти деструктивным путем – просто ругаться и критиковать. Можно конструктивным – помочь лидеру. Или предложить другую кандидатуру. Вот, например, твою!
- Неееет, что-то я не очень хочу. Как-то страшно. И у меня не получится, меня же никто не послушает.
- Видишь, тебе уже и не хочется, это понятно. А вот почему ты считаешь, что не получится?
- Слушаться не будут, авторитета нет. И я не очень-то могу распланировать, как что делать…
- Значит, это закономерно, что даже стихийным образом к руководящей роли приходит чаще всего человек, который не боится ответственности, видит общее дело в целом, умеет делать много всего, вызывает доверие людей?
- Ну, допустим. Хорошо, значит, руководить имеет право тот, кто делает больше всех и знает лучше всех?
- Не обязательно он должен знать ВСЕ лучше всех, но многое обязан…


           К личностным качествам эффективного руководителя психологи относят:
           • Умение эффективно общаться с людьми (открытость),
           • Эмоциональную уравновешенность,
           • Работоспособность,
           • Интеллект.

          Среди профессионально важных качеств эффективного руководителя психологи отмечают следующие умения:

          • Самостоятельно принимать решения,
          • Объединять людей,
          • Планировать деятельность,
          • Использовать различные методы для мотивации людей,
          • Критично оценивать своё собственное поведение,
          • Давать конструктивную обратную связь,
          а также:
          • Открытость сотрудничеству,
          • Ориентированность деятельности на цели и интересы предприятия,
          • Наличие авторитета в коллективе.


- А почему некоторые получают авторитет изначально, а другим приходится его завоевывать?
- Всем приходится завоевывать доверие. А что ты имеешь в виду, «изначально» - это как?
- Ну, например, вот некоторые приходят в коллектив – и сразу становятся лидерами, с ними советуются, их уважают, они все двигают вперед. А некоторые, как я, не могут, чего-то им не хватает.
- А им это очень надо?
- Дело в том, что эти лидеры, которых я имею в виду, очень привлекательные во всех смыслах люди. В них какая-то энергия, сила, устремленность в будущее, ты понимаешь. И конечно, очень хочется быть на них похожим.
- И это замечательно! Но мы уже подходим к вопросу отличия просто руководителя и лидера. Лидер – понятие скорее эмоциональное. Кстати, ими многие рождаются, но еще больше людей становятся. И, между прочим, настоящие лидеры могут эффективно работать в коллективе равных себе.


Звучное слово «лидер» вовсе не совпадает по смыслу со словами «начальник», «управленец», «менеджер». Это понятие лежит гораздо глубже, затрагивает эмоциональную сферу. Его трудно объяснить в двух словах, но легко почувствовать, пройдя маленький тест.

 

 

Выберете слово, которое полнее отражает ваше мировоззрение и образ действий.

Я сосредоточен на...

настоящем

будущем

Я больше думаю о...

стабильности

переменах

Я чаще строю планы...

краткосрочные

долгосрочные

Чтобы сделать свою работу я больше использую...

инструкции

вдохновение

Я чаще спрашиваю...

как

почему и зачем

В работе с другими я...

контролирую

поручаю

Мой стиль общения характеризуется...

сложностью

простотой

При принятии решений я часто...

прибегаю к логике

прислушиваюсь к интуиции

Мои цели основаны на...

насущных потребностях

внутреннем ощущении верности избранного пути

Если большинство ваших ответов располагается во второй колонке, то вы мыслите, скорее, как менеджер, если в третьей - как лидер. Если вы колебались, или число ваших ответов в каждой колонке примерно равно, то ваше мышление характеризуется высокой эффективностью, так как сможет выполнять и менеджерские и лидерские задачи.


- Да, это именно то самое! Очень хочется быть лидером, потому что менеджеры – скучные, а лидеры – замечательные.
- Ну, лучше всего быть и тем, и другим. Но развитие в себе лидерских качеств никому еще никогда не мешало.
- А если существующие лидеры будут против?
- Они не будут против, иначе они не лидеры.

Навыки настоящего лидера может развить в себе каждый. Итак, что умеет настоящий лидер:

1. Мыслит глобальными категориями,
2. Предвидит потенциальные возможности,
3. Создает общее видение будущего;,
4. Способствует развитию и росту людей, делегируя им полномочия,
5. Ценит в людях различия,
6. Развивает командный подход к работе, чувство партнерства,
7. Приветствует перемены,
8. Знает технологии,
9. Поощряет конструктивный вызов,
10. Демонстрирует личные достижения, высокий уровень компетенции,
11. Умеет организовать коллективное руководство,
12. Действует в соответствии с провозглашенными ценностями,
13. Благодаря всему вышеперечисленному вызывает у людей доверие.

Лидерство, в конечном счете, подобно отношениям ученика и учителя. Гуру, сочтя ученика достаточно подготовленным, дает ему возможность что-то сделать самостоятельно, а сам отходит на второй план и находится в позиции помогающего (страхующего, поддерживающего).

Самосовершенствование тоже делает мир лучше. Удачи!

Полезные материалы о лидерстве:

http://www.mti.ru/publish/leader/
http://www.tonich.ru/press/article/?id=29
http://www.tonich.ru/citations/

(c)

   

Творческий Клуб "Золотые Леса"